Контроль вибрации подшипников, диагностика подшипниковВ абсолютном большинстве электрических машин вращение вала обеспечивается подшипниками  качения, и во многом, качество и надежность работы машины в  целом определяется качеством и надежностью ее подшипников. Но также и в крупных электрических машинах (например, приводах металлургических клетей, генераторах или электродвигателях в энергетике), где в качестве опор ротора используются подшипники скольжения, их надежность и работоспособность очень важна.

Уровень вибрации подшипника напрямую связан с его техническим состоянием, поэтому контроль вибрации подшипников является доступным и эффективным средством отбраковки некачественных подшипников на этапе входного контроля (т.е. еще до монтажа его в подшипниковый узел. По данным компании «БАЛТЕХ» на нашем рынке 50% новых подшипников качения являются не качественными и соответствуют ГОСТ 520). Это особенно актуально сегодня, когда рынок наводнен подделками, которые визуально ничем не отличишь от качественных подшипников.

Идеальный подшипник качения должен вращаться строго вдоль своей оси вращения, но на практике всегда наблюдается смещение (радиальное, осевое или их комбинация) оси вращения от идеального положения. Факторы, приводящие к смещению оси вращения подшипника, и являются источниками вибраций. Главные из них:

  • внутренние переменные силы, генерируемые в контактах тех качения с дорожками качения;
  • переменные во времени деформации (включая и изгиб) деталей подшипника;
  • случайные перемещения тел качения и сепараторов;
  • периодические смещения сепараторов относительно тел качения и колец.

Контроль вибрации подшипников, диагностика подшипников скольженияДанные источники вибрации, в свою очередь, являются результатом нарушения геометрии деталей при изготовлении, а также деформацией последних при сборке и установке. Вибрация подшипников проявляется в динамическом режиме и ее характеристики зависят от скорости вращения подшипника, величине и направлению прилагаемой нагрузки.

Контроль вибрации подшипников проводится с помощью стенда проверки подшипников (например, стенда «ПРОТОН-СПП» производства компании «БАЛТХ») в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52545.1-2006 (ИСО 15242-1:2004) «Подшипники качения. Методы измерения вибрации. Часть 1. Основные положения» и включает следующие основные этапы:

  1. Закрепление подшипника на стенде, подбор рекомендуемой осевой и радиальной нагрузки и вывод подшипника во вращение на рекомендуемой скорости.
  2. Подсоединение к неподвижному наружному кольцу подшипника датчика вибрации (вибропреобразователя) и съем измеряемых вибрационных параметров, как правило, СКЗ виброскорости.
  3. Сравнение полученных результатов с рекомендуемыми значениями для данного типа подшипников и отбраковка некачественных изделий.

kontrol-vibracii-podsh5
Контроль вибрации подшипников проводится в одной или более полосах частот внутри диапазона от 20 до 10000 Гц (для каждого конкретного типа подшипников этот диапазон может быть несколько другим).

Чтобы надежно защитить свое динамическое оборудование от установки подшипников сомнительного производства и избежать последующих дорогостоящих издержек, рекомендуем вам обратиться в Отдел Технического Сервиса компании «БАЛТЕХ» и провести отбраковку некачественных подшипников в нашем офисе на одном из стендов серии «ПРОТОН-СПП».

Если же вы хотите создать собственный участок входного контроля подшипников, то, помимо приобретения стенда «ПРОТОН-СПП-I» или «ПРОТОН-СПП-II», необходимо направить своих технических специалистов на прохождение курсов ТОР-103 «Основы вибродиагностики подшипникв» или ПУ-201 «Надежность подшипниковых узлов» в Учебном центре повышения квалификации и переподготовки кадров «БАЛТЕХ» в г.С-Петербург, в г.Любек (Германия) или в г.Астана.